Что такое представительские расходы организации

Представительские расходы: их виды и особенности налогового учета, Комментарий, разъяснение, статья от 15 января 2010 года

Российский налоговыйкурьер, N 1-2, 2010 годРубрика: Налоговое администрированиеПодрубрика: Налог на прибыльЧеревадская О.Е.,

эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Итог хорошо проведенныхпереговоров — заключение новых выгодных контрактов либо продлениеуже имеющихся. Для эффективности переговоров деловых партнеров,прибывших из других городов или стран, необходимо встретить, а поокончании мероприятия — достойно проводить, иначе все усилияпропадут даром. Поэтому у компании возникают представительскиерасходы. Можно ли их признать в налоговом учете?

При расчете налога наприбыль затраты организации на представительские цели включаются всостав прочих расходов на основании подпункта22 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако учесть можно лишь тезатраты, которые соответствуют понятию представительских расходов*,установленному в пункте 2статьи 264 НК РФ. Более того, для целей налогообложения прибылипредставительские расходы подлежат нормированию. Они могут бытьучтены в составе прочих расходов в размере, не превышающем 4% отсуммы расходов организации на оплату труда за данный отчетный(налоговый) период. Это ограничение установлено в абзаце 3 пункта 2статьи 264 НК РФ.

________________

*О принятии к вычету «входного» НДС по представительским и другимнормируемым расходам читайте в РНК, 2009, N 21. — Примеч. ред.

Понятие представительских расходов

Кпредставительским относятся расходы, связанные с официальнымприемом и обслуживанием представителей других организаций,участвующих в переговорах в целях установления или поддержаниявзаимовыгодного сотрудничества (подп.22п.1 и п.2ст.264 НК РФ). При этом место проведения представительскогомероприятия не имеет значения.

Лицами, вотношении которых осуществляются представительские мероприятия,могут быть не только представители организаций, с которыми ужеустановлены деловые отношения, но и потенциальные партнеры

Переченьпредставительских расходов является закрытым. В него включены(абз.1 п.2ст.

264 НК РФ):

-расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда илииного аналогичного мероприятия для указанных лиц и представителейорганизации-налогоплательщика, участвующих в переговорах);

-транспортное обеспечение (доставка к месту проведенияпредставительского мероприятия и обратно);

-буфетное обслуживание во время переговоров;

-оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате, по обеспечениюперевода во время проведения представительских мероприятий.

Представительскими такжепризнаются аналогичные расходы на прием и обслуживание участников,прибывших на заседания совета директоров, наблюдательного совета,правления или иного руководящего органаорганизации-налогоплательщика.

Некоторые виды затрат нипри каких обстоятельствах не могут быть учтены в составепредставительских расходов. Их перечень приведен в абзаце 2пункта 2статьи 264 НК РФ. Это расходы на организацию развлечений иотдыха (например, стоимость билетов на концерты, в театры, музеи,кинотеатры), а также затраты на профилактику или лечениезаболеваний.

Статуспартнера

Большинство контрагентоворганизаций — это юридические лица. Официальными представителямикомпании-контрагента являются ее сотрудники, приехавшие напереговоры. Должности этих лиц для признания представительскихрасходов значения не имеют. Главное, чтобы у них были необходимыеполномочия на представление интересов их компании, включаяполномочия на заключение договоров.

Проще всего установитьцель визита и полномочия партнера, если он приехал из другогогорода. Ведь в этом случае у гостя есть командировочноеудостоверение*, в котором указывается цель поездки. Другимдокументом, подтверждающим полномочия прибывшего на участие впереговорах, является доверенность.

Наличие доверенности особенноважно, если в ходе переговоров или по их окончании предполагаетсяподписание договора или иного двухстороннего документа.

________________

*Бланк командировочного удостоверения утвержден постановлениемГоскомстата России от 05.01.2004 N 1.

Доверенность от имениюридического лица выдается за подписью его руководителя или иноголица, уполномоченного на это учредительными документами, изаверяется печатью организации (п.5ст.185 ГК РФ)

Напомним, чторуководитель общества с ограниченной ответственностью илиакционерного общества (директор, генеральный директор, президент)имеет право действовать от имени организации без доверенности.Основание — пункт 3статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах сограниченной ответственностью»

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902211642

Что такое представительские расходы?

Представительские расходы представляют собой затраты, которые направлены на организацию приемов для представителей различных компаний, которые приезжают для проведения переговоров о сотрудничестве с фирмой. Также сюда относятся не только какие-либо приемы, но и встречи, которые связаны с основной деятельностью компании, а также на которые приходится тратить средства.

Данные расходы не относятся к основным, поскольку не участвуют в основной деятельности предприятия.

Сюда в первую очередь относятся затраты, которые необходимы для организации различных приемов, а также расходы, которые приходится нести налогоплательщику в связи с обслуживанием представителей различных компаний, с которыми заключен договор о сотрудничестве. На эти расходы никаким образом не влияет место, где проводятся официальные мероприятия, поэтому они причисляются к представительским в любом случае.

Основные виды представительских расходов

Учет данных расходов должен вести бухгалтер организации, а для этого он должен знать, какие расходы можно причислить к представительским.

К ним относятся затраты на:

  • организацию и проведение приема, который может быть выражен в виде завтрака, обеда или вечера, а проводиться он должен для официальных лиц, которые участвуют в переговорах с компанией и являются представителями других организаций;
  • буфетное обслуживание, которое необходимо во время проведения переговоров;
  • обеспечение перевозки представителей других компаний к месту проведения официальных мероприятий;
  • оплату услуг различных переводчиков, если в них в процессе переговоров возникает необходимость.

Нельзя относить к представительским расходам те затраты, которые были направлены на организацию отдыха сотрудников компании или представителей других фирм, а также на лечение или профилактику каких-либо болезней. Сами расходы должны относиться к прочим расходам, а размер представительских расходов не может быть больше, чем 4% от затрат на оплату труда в конкретном периоде.

Нельзя признавать представительскими те затраты, которые были направлены на организацию приема, на котором никаким образом не затрагивалась основная деятельность компании налогоплательщика. Поэтому нередко налоговые органы сомневаются в том, что налогоплательщик правильно причислил затраты к определенной категории, поэтому приходится официально и документально подтверждать данный факт.

Документальное оформление представительских расходов

Не существует каких-либо специфических документов, с помощью которых осуществляется подтверждение представительских расходов. Поэтому для целей налогообложения можно использовать любые первичные документы, выступающие в качестве подтверждения данных затрат.

К ним относятся всевозможные отчеты, которые должны быть в обязательном порядке утверждены руководством компании, а также здесь могут быть указы или счета, запросы или договоры.

Любые затраты должны быть в обязательном порядке подтверждены только первичной документацией, а в ином случае налоговые органы имеют право отказать в причислении их к представительским.

Ндс и представительские расходы

Налог на добавленную стоимость должен уплачиваться только тогда, когда организация передает своим клиентам какие-либо товары или оказывает услуги, которые предоставляются не на бесплатной основе. Поэтому представительские расходы никаким образом не связаны с НДС, поэтому не облагаются данным налогом.

Оформление и нормирование расходов

Представительские расходы нормируются в размере 4% от суммы заработной платы всех работников организации за определенный период. Однако каждая организация может самостоятельно утверждать приказом генерального директора специальные нормативы.

Дополнительно назначаются определенные ответственные лица, которые занимаются этими расходами. Также данные затраты нуждаются в правильном и грамотном оформлении, а занимается этим специальное официальное лицо, обладающее соответствующими полномочиями.

Для этого составляется специальный отчет, в котором имеется дата проведения какого-либо мероприятия, место его осуществления, количество приглашенных гостей, программа встречи, а также сумма представительских расходов, которые понадобились для проведения приема.

К этому отчету в обязательном порядке нужно приложить первичные документы, выступающие в качестве подтверждения затрат. К ним можно отнести чеки или акты, а также другие документы.

Дополнительно в отчете рекомендуется указать, в каких целях проводилось определенное мероприятие, а также были ли они достигнуты.

Учет расходов

Списание представительских расходов может быть произведено только в случае, если они являются официальным и подтвержденными документами, а также обоснованными и правильно учтенными.

Только в этом случае данные затраты могут уменьшить налогооблагаемую прибыль, в результате чего будет существенно снижен налог на прибыль. Однако сумма данных расходов должна находиться в определенных нормированных пределах, а в ином случае нельзя будут уменьшить налог.

Сумму налога на добавленную стоимость по данным расходам, которые уменьшают прибыль до налогообложения, можно принимать к вычету, что существенно экономит затраты компании.

Поэтому каждая крупная компания, которая занимается деятельностью, связанной с работой с большим количеством партнеров, должна знать, каким образом нужно оформлять представительские расходы, каков их размер должен быть, а также какие документы должны иметься, чтобы эти расходы были приняты к вычету.

Нередко налоговые органы негативно относятся к этим затратам, поэтому часто приходится спорить и доказывать правоту компаний, которые причислили затраты к представительским расходам. Это можно сделать только при наличии соответствующего отчета и первичной документации, которая должна быть в полном размере.

Источник: http://biz.hromax.ru/chto_takoe_predstavitelskie_rashodyi_.html

ПроБухучет

Деловые приемы — неотъемлемая часть успешного ведения бизнеса. Затраты, связанные с ними могут быть отнесены на представительские расходы. Именно с ними возникает много вопросов при учете. Рассмотрим, что такое представительские расходы и как их подтверждать документально.

Представительские расходы и корректность их учета в бухгалтерии

Что такое представительские расходы

Субъекты хозяйствования имеют право относить затраты, связанные с организацией и проведением официальных приемов и переговоров на представительские расходы. Это регулирует Налоговый Кодекс РФ (далее — НК РФ).

Статья 264 НК РФ дает определение этой статье расходов. К представительским относятся затраты, связанные с обслуживанием представителей и партнеров, участвующих в приемах или переговорах, связанных с установлением или поддержанием сотрудничества, а также участников заседаний совета директоров. К ним можно отнести:

  • организацию завтраков, обедов и ужинов, буфетного обслуживания лиц, участвующих в мероприятии;

  • их транспортировку;

  • оплату услуг переводчика и т.д.

Представительскими расходами не считаются затраты на организацию и проведение профилактики и лечения, отдыха и развлечений. Официальным считается прием, если у организации есть документы, подтверждающие деловой характер встречи.

Статья 264 НК РФ недостаточно исчерпывающе поясняет полноту списка представительских расходов. Некоторые постановления говорят, что спектр таких затрат гораздо шире, чем это указано в НК РФ.

Также споры вызывает формулировка о том, что к таким затратам можно отнести расходы на обслуживание участников заседаний совета директоров или других руководящих лиц независимо от места проведения встречи. Кого можно включить в эти категории лиц? Если общее собрание акционеров и можно отнести к руководящему органу, то ревизионную комиссию с трудом.

Спорные расходы

Некоторые затраты могут быть признаны спорными и, соответственно, не будут входить в учет представительских расходов. К ним относятся:

— Проживание гостей. Статья 264 НК РФ не предусматривает такие затраты, так как проживание больше относится к командировочным расходам участников, но на практике ВАС РФ поддержал, что они могут быть введены в учет представительских расходов.

— Проезд гостей к принимающей стороне. Это также больше относится к командировочным расходам. Законодательные акты говорят о том, что затраты на покупку билетов для участников встречи не являются представительскими, но их можно учесть в прочих расходах. Это выгоднее, так как они не лимитируются.

— Покупка спиртного. Минфин принимает такие траты, как представительские, но налоговики часто не позволяют включать их в учет представительских расходов. В такой ситуации ФАС различных округов подчеркивали, что в законе нет исчерпывающего перечня и ограничения по продуктам и напиткам, поэтому принимали сторону налогоплательщика.

— Представительская встреча в командировке. Траты по организации деловой встречи на территории партнеров можно отнести на представительские расходы при подтверждении официального характера переговоров.

— Расходы по нерезультативным переговорам. По этим затратам нет однозначного ответа. Суды принимают сторону налогоплательщика, так как законом не предусмотрена результативность встреч при оформлении представительских расходов.

— Аренда помещений для приема. Минфин не относит это к представительским расходам, но суды принимают положительные решения, если необходимость аренды обоснована документально, а деловой характер встречи подтвержден.

— Оформление зала. Минфин России также не относит такие затраты к представительским, но суды достаточно часто поддерживают предприятия.

Документальное подтверждение расходов и предельная сумма

Статья 252 НК РФ говорит о том, что для оформления представительских расходов необходимо предоставить документальное подтверждение затрат и целей приема. Какие именно это должны быть документы в законе не указано. Логично, что это должны быть первичные документы, обосновывающие расходы и подтверждающие их производственный характер. Также это могут быть: план мероприятия, смета трат, список участников.

При оформлении представительских расходов, важно учесть, что у физических лиц – сотрудников не возникает обязательств по НДФЛ. При этом, представительские расходы не могут составлять больше 4% от затрат налогоплательщика на оплату труда. Эти расходы учитываются нарастающим итогом.

Затраты, которые не вписываются в норматив в отчетном периоде рекомендуется учитывать в следующем. Для корректного отражения представительских и командировочных расходов необходимо вести специальный регистр. Перенесение представительских затрат на следующий налоговый период не практикуется и не предусмотрено НК РФ.

То есть, суммы, превысившие на конец года лимит, будут утрачены для налогообложения.

Дополнительные материалы по теме:

Источник: http://ProBuhuchet.ru/predstavitelskie-rasxody-i-korrektnost-ix-ucheta-v-buxgalterii/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: