Эксперт экспертная организация это по 44 фз

Содержание

Экспертиза по закону 44-ФЗ

   По результатам отгрузки товара, окончания оказания услуг либо выполнении работ в рамках государственного контракта начинается процесс приемки работ. Только по итогам подписания двустороннего акта, подтверждающего полное исполнение поставщиком всех обязательств по договору, возможно рассчитывать на получение всей оплаты.

   Кроме того, по итогам проверки работ возможно возникновение необходимости совершения дополнительных работ в рамках исправления объекта за счет подрядчика, проблемные ситуации и подозрения на нецелевое расходование бюджетных средств (подробнее по ссылке). Все это оттягивает процесс получения прибыли.

   В этой связи, предприниматель заинтересован, чтобы работы были приняты в максимально короткий срок и без дополнительных затрат. Именно для решения перечисленных спорных вопросов о качестве товара / работ / услуг, возникающих между сторонами государственного контракта, проводится экспертиза.

А наш адвокат по тендерам, закупкам, в сфере действия Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ станет Вашим помощником в данной процедуре.

Сотрудничество с нами идет на основе: профессионального подхода, на выгодных вам условиях и в срок.

Что является целью проведения экспертизы по контракту?

   По итогам проведения исследования экспертиза отвечает на основной вопрос – соответствует ли проверяемый объект (работа, услуга, товар) условиям и требованиям заключенного государственного контракта. Например, если по договору обязанность построить жилой многоквартирный дом – эксперт должен проверить имеющуюся постройку с приложениями к договору в части этажности, материалов, из которых построен дом и так далее.

   Однако, приведенный пункт не является единственным вопросом. В ходе экспертизы также проверяется соответствует ли оказанная услуга установленным СНИПам, ГОСТам и иным правилам их оказания, а также обычно предъявляемым требованиям к услугам подобного рода на рынке.

Срок проведения экспертизы по 44-ФЗ

   Первоначально стоит отметить, что сам Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ никаких сроков для экспертизы не определяет.

Иные нормативные акты также не содержат обязательных требований к срокам исследования товаров.

Однако, поскольку экспертиза направлена на проверку уже готового товара, то есть проводится на стадии приемки объектов, можно прийти к выводу, что сроки ее проведения не могут превышать регламентированного заключенным контрактом времени на приемку и проверку качества товара заказчиком.

   Если же такой срок не указан в договоре, сроки проведения экспертизы будут устанавливаться привлеченным для исследования специалистом самостоятельно. В таком случае можно говорить, что это и есть разумные сроки на приемку и проверку качества товара.

Внутренняя экспертиза контракта

   Проведение внутренней экспертизы контракта заключается в привлечении заказчиком для оценки товаров собственных штатных экспертов. Однако, в таком случае очевидным является сомнительная объективность результата такой экспертизы ввиду нахождения специалистов в прямой зависимости от заказчика.

Крайне вероятно, что в итоге будут установлены неточности и несоответствия принимаемых работ условиям контракта, что позволит заказчику не производить полную оплату товара до устранения всех замечаний.

Поэтому для поставщика более выгодным является проведение отдельной, самостоятельной и независимой экспертизы

Правовая экспертиза контракта по 44-ФЗ

   Помимо проверки вопроса исполнения контракта стороны вправе еще на стадии его заключения проверить сам договор на наличие скрытых рисков, возможных негативных последствий для сторон и так далее.

Предварительная правовая экспертиза государственного контракта позволит предпринимателю однозначно предвидеть всевозможные потенциальные спорные ситуации.

Это обеспечит возможность заблаговременно подготовиться ко всем рискам по контракту, а также заранее правильно начать исполнение договора и оформление данного процесса.

   Учитывая многомиллионные суммы по государственным контрактам, установленные неустойки за нарушение условий такого договора, прогнозирование дальнейшего развития событий очевидно играет не маловажную роль в работе предприятия.

Внешняя экспертиза по закону 44-ФЗ

   Проведение внешней экспертизы полностью построено на привлечении сторонних, независимых специалистов для оценки качества оказанных услуг.

Избрание именно внешней экспертизы обуславливается следующим:

  1. Отсутствие собственных штатных квалифицированных экспертов
  2. Отсутствие технической возможности проведения исследования товаров
  3. Возникновение спорной ситуации при приемке товаров

Приказ о создании экспертной комиссии по 44 ФЗ

   Данный документ издается руководителем заказчика при принятии решения о проведении внешней экспертизы. По сути это первоначальный этап оформления рассматриваемого вида экспертизы. В части заказчика – государственного или муниципального органа последующим шагом является заключение соответствующего договора на экспертизу, который также оформляется только по итогам аналогичного тендера.

   Итоговым документом по результатам проведенных исследований является экспертное заключение по 44-ФЗ, которое обязательно должно быть подписано всеми специалистами.

   В данном заключении указывается время, место проведения исследований, а также перечень присутствующих при этом лиц. Вне зависимости от инициатора внешней экспертизы (заказчик или исполнитель) необходимо предоставить возможность присутствия обоим сторонам как на осмотре товара, так и на итоговом производстве экспертизы.

    Исследовательская часть заключения максимально подробно должна содержать мотивы, по которым эксперт пришел к конкретным выводам со ссылками на нормативные акты. К заключению эксперта должны быть приложены документы, подтверждающие надлежащую квалификацию самого специалиста.

   Результаты экспертизы являются основанием для принятия товара либо обоснованного отказа от подписания приемного акта (подробнее по вопросу порядок приемки товара по 44-ФЗ по ссылке в блоге).

   Пишите свой вопрос в комментарии или задавайте его при встрече, на которой мы проведем подробную консультацию по вашей проблеме, поможем в ее решении: профессионально, выгодно и в срок.

Источник: http://katsaylidi.ru/blog/ekspertiza-po-zakonu-44-fz/

Проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ: собственными сотрудниками Заказчика или с помощью внешних экспертов?

После выполнения поставщиком контрактных обязательств заказчик должен принять работы и осуществить экспертизу выполнения договора. Как проводить экспертизу своими силами или с помощью экспертов?

После выполнения поставщиком контрактных обязательств заказчик должен принять товары/работы/услуги и осуществить экспертизу результатов выполнения договора. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях проведение экспертизы обязательно, кто ее должен проводить, а также как оформляются ее результаты.

В каких случаях и зачем проводят экспертизу по Закону № 44

Экспертиза проводится в целях проверки результатов выполнения поставщиком обязательств по государственному контракту и их соответствия условиям договора. Заказчик должен обеспечить проведение экспертизы при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Об этом говорится в Законе № 44 (ст. 94 ч. 3).

Однако есть исключение. Так, экспертиза не проводится при исполнении поставщиком обязательств по контрактам, которые были заключены до принятия Закона № 44. Если договором предусмотрено поэтапное выполнение обязательств, экспертизу и приёмку результатов проводят по окончании каждого из этапов.

Стоит обратить внимание, что даже если контракт не предусматривает поэтапного исполнения обязательств по контракту, однако фактически приемку и оплату проводят периодически (к примеру, ежемесячно), заказчик должен обеспечить проведение экспертизы по итогам каждой приемки.

Своими силами или при помощи экспертов?

Заказчик должен привлекать экспертов при условии проведения закупки у единственного поставщика. Исключения составляют:

  • закупки услуг, оказываемых экспертными организациями и экспертами;
  • закупки по основаниям, которые предусмотрены пунктами 1-9, 14-15, 17-23, п. 24 (лишь при проведении закупок для федеральных нужд), а также п. 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-48 статьи 93, части 1;
  • закупки, предметом которых являются услуги по разработке проектной документации для объектов капстроительства или (и) прошедшие экспертизу итоги инженерных изысканий.

Правительство России имеет право определить другие случаи осуществления экспертизы товаров (услуг, работ), предусмотренных государственным контрактом. В подобных случаях к обязанностям заказчика относится привлечение экспертов. В остальных случаях решение о самостоятельном проведении экспертизы либо привлечении внешних экспертов заказчик принимает сам.

Привлечение экспертов

Экспертизу могут проводить привлеченные экспертные организации и эксперты исключительно на основании заключенных в соответствии с Законом № 44 договоров. Экспертные организации и эксперты вправе запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительную информацию, относящуюся к условиям выполнения госконтракта, а также отдельным этапам его исполнения.

Оформление результатов экспертизы осуществляется в виде заключения, подписываемого экспертом (представителем экспертной организации, имеющим соответствующие полномочия). Если по результатам проведенной экспертизы будут установлены не препятствующие приемке нарушения контракта, заключение может содержать предложения об их устранении с указанием конкретного срока их устранения.

Проведение экспертизы сотрудниками заказчика

Сначала руководителем организации должен быть издан приказ о формировании комиссии экспертов, в состав которой должно входить не меньше пяти человек. Приказ о проведении экспертизы должен содержать номер, предмет контракта, этапы и сроки проведения экспертизы.

Проведение приемки результатов выполнения контракта

Приёмку проводят в полном соответствии со сроками и в порядке, оговоренном контрактом. При проведении экспертизы силами экспертов заказчик должен принять к сведению представленные в заключении выводы.

Если экспертные организации не привлекались, подтверждающий приемку товара (услуги, работы) и подписанный заказчиком документ одновременно является документом, подтверждающим факт проведения экспертизы.

Чаще всего таким документом служит приемо-сдаточный акт либо другой документ с перечнем поставленных товаров. Кроме того, в этом документе фиксируются претензии сторон.

Если установленное несоответствие не является препятствием приёмки результатов выполнения контракта либо исполнитель его уже устранил, у заказчика есть право не отказываться от приёмки.

Если заказчик настаивает, что контракт исполнен ненадлежащим образом (в том числе, на основании экспертного заключения), он в письменной форме обязан направить в адрес поставщика отказ от подписания документа о приемке в оговоренные контрактом сроки.

Помимо этого, заказчик обязан сформировать отчет, в котором будут содержаться сведения об исполнении обязательств по контракту либо их ненадлежащем исполнении. Исключение составляют контракты, которые заключены с учетом п. 4 («малые» закупки), п. 5 (закупки, проведенные учреждениями культуры в сумме, не превышающей 400 тысяч рублей), п. 23 и п. 44 ст. 93, ч. 1.

Размещается отчет в информационной системе. К нему прилагается подтверждающий приемку результатов документ (документ, в котором содержится отказ в приемке). Если экспертиза проводится силами экспертов, то к отчету необходимо прилагать заключение по итогам проведенной экспертизы.

Теги: экспертиза при приемке, 44-ФЗ,

Количество просмотров: 838

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

:

Источник: https://fksrf.pro/info/321.html

Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них — обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.

2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары — обращайтесь, с удовольствием помогу.

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/ekspertiza-po-44-fz-priemka-po-goskontraktu/

Как проводить экспертизу по 44 фз

Исключениями здесь могут выступать лишь следующие случаи:

  • закупка производится у самих экспертов;
  • предметом закупки являются проекты объектов капитального строительства или результаты работ инженеров, которые прошли экспертизу государственного или негосударственного характера.

Во всех остальных случаях допускается по 44-ФЗ внутренняя экспертиза, то есть без привлечения посторонних комиссий.

Как именно необходимо работать с экспертами? Закон устанавливает особый порядок, при котором соответствующие комиссии, зарегистрированные в государственных реестрах, имеют возможность запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, связанные с условиями исполнения контракта.

Результаты экспертных работ должны быть оформлены в специальном документе (по 44-ФЗ — акт экспертизы), который подписывается как самим заказчиком, так и представителем экспертной комиссии.

Экспертиза по закону № 44-фз. с помощью экспертов или своими силами?

О привлечении экспертов У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами — дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов — профессионально, но с оплатой услуг. Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант.

Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика.

Как провести экспертизу по 44-фз

Экспертиза с привлечением экспертов.

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.
  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.
  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом).

Экспертиза по 44 фз: акт и заключение

Таким образом, функции по проведению экспертизы могут быть возложены на лицо, не входящее в состав контрактной службы и не являющееся контрактным управляющим, каким-либо приказом или распоряжением в порядке, предусмотренном правилами внутреннего документооборота организации.

О требованиях к образованию Что касается требований к наличию специального образования, то поскольку в данном случае речь идет о лицах, не входящих в состав контрактной службы и не являющихся контрактными управляющими, то и требования Закона № 44-ФЗ на них не распространяются.


Вывод Из вышесказанного следует, что обязанности по проведению внутренней экспертизы могут быть возложены на любого представителя организации-заказчика, не входящего в состав контрактной службы и не являющегося контрактным управляющим, вне зависимости от наличия у него специального образования в сфере закупок.

Компания

Об экспертизе Как реализуется проведение экспертизы по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос предоставляют пункты 3-5 статьи 94 рассматриваемого закона.

Согласно нормативному акту, экспертные работы могут проводиться как силами самого заказчика, так и специальной экспертной комиссии, услугами которой необходимо своевременно пользоваться.


Важно Естественно, далеко не всегда получится провести экспертные работы самому; тем более, если речь идет о таком важном заказчике, как государство или конкретный его регион.

Внимание Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством.

В каких случаях необходимы экспертные работы? Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете.

Несмотря на то, что Федеральный Закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) активно используется на протяжении нескольких лет, жестко регламентируя нормы закупочной деятельности государственным и муниципальным заказчикам, вопросов о приемке и проведении экспертизы поставляемых товаров, работ и услуг не становится меньше.
Разграничив понятия приемки и экспертизы, а также введя определения экспертов и экспертных организаций, авторы закона дали понять, что во втором случае речь идет о более тщательной процедуре проверки поставляемых товаров, работ и услуг на соответствие установленным требованиям с участием специалистов, имеющих высокий уровень квалификации и специальных знаний в какой-либо конкретной области, к которой относится объект закупки.

Когда нужна экспертиза по 44-фз?

И если с внутренней экспертизой все более или менее понятно — она не требует дополнительных затрат, то с внешней возникает немало вопросов. Первый из них — можно ли включить эту статью расходов непосредственно в контракт? Ответ однозначный — нет.


оплачиваться экспертиза должны в соответствии с отдельным контрактом, который, как и любой другой, должен быть заключен на основании норм 44-ФЗ.

На поставщика/подрядчика/исполнителя расходы на проведение экспертизы могут быть возложены исключительно судом в единственном случае — когда по ее результатам выявлено несоответствие качества поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг и контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.

Экспертиза — это всего лишь один из этапов исполнения контракта и добросовестным поставщикам/подрядчикам/исполнителям не стоит ее бояться.

Экспертиза на практике В законе перечислен ряд случаев, при которых проведение экспертизы с участием соответствующих специалистов является обязанностью госзаказчика.

В остальных же ситуациях закон предусматривает возможность проведения заказчиком экспертизы своими силами.

Привлечение сторонних экспертов или экспертных организаций позволяет осуществить более тщательную проверку предлагаемого товара, в том числе проанализировать его соответствие требованиям технической документации.

Однако, несмотря на то, что возможность проведения специальной экспертизы предусмотрена законом, часто существующие в организации бюджетные лимиты не позволяют контрактным управляющим привлекать для этой цели квалифицированных экспертов.

Источник: http://aval48.ru/kak-provodit-ekspertizu-po-44-fz/

Кто и как делает экспертизу по 44 фз

Стоит обратить внимание на ситуации, когда поэтапность не указана в контракте, но на практике к ней все же приходится обратиться. В этом случае экспертные работы все так же необходимо осуществлять поэтапно.

О привлечении экспертов У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами — дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов — профессионально, но с оплатой услуг.

Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант. Тем более, если речь идет о региональных или федеральных властях, где зачастую имеются свои штабы, в которых специалисты способны осуществлять экспертную деятельность.

Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика.

Экспертиза по закону № 44-фз. с помощью экспертов или своими силами?

В данном случае речь идет об организации процедуры, а не о фактическом ее проведении.

Таким образом, функции по проведению экспертизы могут быть возложены на лицо, не входящее в состав контрактной службы и не являющееся контрактным управляющим, каким-либо приказом или распоряжением в порядке, предусмотренном правилами внутреннего документооборота организации.

О требованиях к образованию Что касается требований к наличию специального образования, то поскольку в данном случае речь идет о лицах, не входящих в состав контрактной службы и не являющихся контрактными управляющими, то и требования Закона № 44-ФЗ на них не распространяются.

Как провести экспертизу по 44-фз

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов? Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов.

Компания

Когда нужна экспертиза по 44-фз?

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).
Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Экспертиза по 44 фз: акт и заключение

Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством. В каких случаях необходимы экспертные работы? Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете. Все остальные, можно сказать, незапланированные закупки необходимо проверять при помощи экспертной комиссии.

Внимание Для чего вообще проводят экспертизу? Закон говорит о проверке результатов исполнения работ подрядчиками на соответствие установленным в контракте нормам. Экспертные работы всегда проводятся либо во время приемки, либо при проверке оказанных услуг. Как известно, исполнение обязательств или приобретение отдельных товаров может носить поэтапный характер. В этом случае экспертиза должна осуществляться для каждого конкретного этапа.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом. Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара.

Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

Экспертиза по 44-фз — приемка по госконтракту

При этом привлечение сторонних экспертов осуществляется посредством заключения контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, часть 4 этой же статьи оговаривает случаи, в которых заказчик обязан привлекать экспертов. На практике привлечение экспертов влечет за собой ряд проблем, наиболее актуальными из которых являются:

  • изыскание средств для оплаты услуг экспертов;
  • поиск этих самых высококвалифицированных и, что немаловажно, добросовестных экспертов и экспертных организаций, которые не исчезнут сразу же после оплаты их услуг.

Кто имеет право осуществлять экспертизу? Из-за наличия ряда сложностей и вопросов в том случае, когда речь идет о внутренней экспертизе, заказчики стремятся обходиться собственными силами.

Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-фз

При выявлении нарушений на приемке или во время проверочных работ может быть подана соответствующая жалоба, в которой должен указываться конкретный срок их устранения. Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ (образец оформления) По 44-ФЗ проведение внутренних экспертных работ возможно лишь при строгом соблюдении норм закона, в которых устанавливается следующее:

  • руководитель организации (он же заказчик) формирует и регистрирует приказ о создании экспертной комиссии;
  • в составе комиссии должны находиться минимум 5 человек;
  • в приказе содержится номер и предмет контрактного документа, а также сроки и этапы проведения экспертных работ;
  • приемка все так же осуществляется в сроки, установленные в контракте.

При соблюдении данных условий возможна экспертиза по 44-ФЗ своими силами.

Важно Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.
У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

Кто и как делает экспертизу по 44 ap

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав. Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Источник: http://11-2.ru/kto-i-kak-delaet-ekspertizu-po-44-fz/

Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-ФЗ

Экспертиза исполнения
контракта по 44-ФЗ

Государственные квалификационные аттестаты на оценку всех видов имущества и бизнеса !

Агентство «ЭКСПЕРТ»-в реестре экспертовАрбитражного суда

Ростовской области (№34)

Честная оценка!Добротная экспертиза!Невысокая стоимость! 15 лет в экспертной

деятельности!

Оперативная подготовка рецензий и
отзывов на судебные экспертизы

В случае необходимости- защита своих судебных экспертиз в суде

Подготовка экспресс-экспертиз для консультаций заказчика

Общие положения по экспертизе исполнения контракта

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу (ст.94.3 44- ФЗ ).

Экспертиза исполнения контракта может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-ФЗ включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Таким образом, при осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям заключенного контракта.

Решение о привлечении к приемке эксперта (экспертной организации) заказчик принимает по своему усмотрению с учетом наличия в штате соответствующих специалистов, однако в ряде случаев участие независимых экспертов в приемке является обязательным.

К таким случаям обязательного привлечения экспертов (экспертных организаций) для проведения экспертизы исполнения контрактаотносятся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Особености проведения экспертизы

Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-фз может осуществляться заказчиком своими силами (путем создания экспертной комиссии) или путем привлечения экспертов (экспертных организаций).

Эксперт (экспертная организация) — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.К проведению экспертизы не могут быть допущены эксперты (экспертные организации):

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества , приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Порядок привлечения экспертов, экспертных организаций

Привлечение экспертной комиссии или экспертов (экспертных организаций) осуществляется по решению заказчика на стадии приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что эксперты, экспертные организации для проведения экспертизы исполнения контракта привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ.

Оплата услуг экспертов по проведению экспертизы исполнения контракта должна осуществляться в рамках заключенных контрактов.

Результатом работы экспертной комиссии, эксперта, экспертной организации является письменное экспертное заключение, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии, экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

Экспертное заключение должно содержать информацию о соответствии/не соответствии поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, объему и качеству, установленным контрактом.

Данное заключение хранится у заказчика в течение 3-х лет с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключение могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Агентство ЭКСПЕРТ выполняет экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ по заказам администрации Ростова-на-Дону и администраций районов области.Стоимость проведения указанных экспертиз определяется объемом и свойствами предмета поставки.

Так,стоимость проведения экспертизы исполнения контракта по ФЗ 44 для договора поставки помещений дошкольных образовательных организаций (ДОО) составляет 15 тыс.руб., для специализированного оборудования по заказам МЧС,Минобороны, других ведомств- 10 тыс.руб., для серийно выпускаемого оборудования,мебели и т.д.- 7 тыс.руб.

Выводы одной из экспертиз агентства «ЭКСПЕРТ» по экспертизе исполнения контракта по ФЗ 44

Назад

Источник: http://expert112.ru/ehkspertiza-ispolneniya-kontrakta-po-fz-44.php

Проведение экспертизы 44-ФЗ своими силами 2018 г

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку 5. Что привлекает заказчиков в экспертизе по 44 ФЗ собственными силами

Заключение контрактов является достаточно щепетильным и хлопотным процессом, требующим определенное документальное сопровождение и руководствующееся действующим законодательством. Для того чтобы снизить риски, касающиеся финансового вопроса, каждая из согласующихся сторон должна действовать законно и быть осведомленной относительно важнейших нюансов, а также требований.

В данной статье мы рассмотрим такие значимые вопросы, как экспертиза по Закону № 44-ФЗ, с помощью экспертов или своими силами.

 
Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?

             Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

Работать с авансированием

В тех случаях, когда исполнитель совершил основную задачу – выполнил обязательства по контракту, перед заказчиком предстоит следующий этап – произвести приемку, осуществить экспертизу результатов исполнения контракта.

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ, с помощью экспертов или своими силами, – это достаточно значимый момент для каждого заказчика, ведь именно эта процедура обеспечивает защиту интересов заказчика, особенно в тех ситуациях, когда исполнитель нарушает условия договора. Все предоставляемые поставщиком товары или услуги должны быть обеспечены грамотным и законным процессом приемки.

Приемка услуг и товаров может сопровождаться рядом особенностей, которыми умело оперируют квалифицированные специалисты. Например, если контракт предусматривает поэтапное исполнение, то экспертиза результатов приема осуществляется в конце каждого этапа. Или же, в случаях когда договор был заключен до подписания Закона 44-ФЗ, нет необходимости в экспертизе.

 
Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

3. Что является предметами приемки во время экспертизы по 44 ФЗ

Предметом приемки выступают характеристики, которые являются индивидуальными для каждого отдельного предоставляемого товара или оказываемой услуги. Осуществление контроля может быть сплошным и выборочным. В процессе первого исследуются все товары (услуги) без исключения, в процессе второй применяется выборочная методика. Выделяются основные критерии к экспертизе:

  • качественный показатель;
  • соответствие параметрам объема;
  • комплектность;
  • маркировки;
  • требования упаковки и тары;
  • достоверность сопровождающих документов исполнителя.

В этом аспекте руководствуются существующими регламентами, ГОСТами, ТУ, образцами. В некоторых случаях необходимо мнение потребителей, для этого собирают мнения и претензии последних.

Результаты экспертизы могут быть различны. В случаях, когда заказчик полностью удовлетворен полученным товаром, составляется документ о приемке. В обратной ситуации, когда товар или услуги не соответствуют условиям договора, создают протокол разногласий или другой документ в вольной форме.

4. Кто задействован в процессе экспертизы по 44 ФЗ, результатов исполнения контракта

Система экспертизы результатов исполнения договора предусматривает существование двух ее типов:

  • внутренняя. Приемка своими силами;
  • внешняя. К проведению приемки привлекают экспертов или экспертные организации.

В большинстве случаев заказчик самостоятельно определяется с типом экспертизы. Оценить на предмет соответствия товаров и услуг могут исключительно знающие и компетентные специалисты.

Если в штате заказчика имеются такие люди, тогда заказчик экономит на услугах экспертов, справляясь своими силами. В большинстве случаев лучше перестраховаться и прибегнуть к специалистам, которые качественно осуществят оценку.

Ведь только профессионалы знают все нюансы экспертизы, осуществят самую качественную, объективную и открытую проверку.

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ, с помощью экспертов или своими силами, – это собственное право каждого отдельного заказчика

Причины выбора внутренней экспертизы очевидны – это экономия финансирования на услугах опытных экспертов. Также такая экспертиза проводится быстрее, но возникают сомнения относительно объективности оценки.

Существующим Законом № 44-ФЗ не предъявляются требования к лицу, проводящему экспертизу. Проверяющим может стать любой назначенный сотрудник, познания и квалификация которого может быть под сомнением

Процесс экспертизы должен иметь следующие особенности:

  • издание приказа о составе экспертной комиссии, это знающие сотрудники в составе пяти и более человек;
  • оценка результата исполнения контракта;
  • составление и подписание документации, подтверждающей приемку;
  • в результате обнаружения нарушений условий, прописанных в контракте, создается отказ от приемки до устранения нарушений второй стороной;
  • подведение итогов и оформление отчета об исполнении поставщиком своих обязательств;
  • размещение отчетности в ЕИС с подтверждающей документацией.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку Загрузка…

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/ekspertiza-44-fz-s-pomoshchyu-ekspertov-ili-svoimi-silami/

Проведение экспертизы по 44-ФЗ — внешняя и внутренняя

Исполнение контракта — довольно сложный процесс, который включает в себя не только поставку товара/оказание работ/выполнение услуг, но и их приемку, а также составление отчетности. Для того чтобы определить, соответствует ли результат заявленным требованиям, заказчиком в обязательном порядке, в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Федерального закона №44 (далее — 44-ФЗ) должна быть проведена экспертиза.

Виды экспертиз в соответствии с 44-ФЗ

44-ФЗ предусматривает два вида экспертиз: внешнюю и внутреннюю. Внешняя экспертиза проводится силами привлекаемых экспертов или комиссии. Она может быть организована по желанию заказчика во время приемки товара/работ/услуг по любому заключенному контракту. Чаще всего это делается в случаях:

  1. отсутствия в штате заказчика квалифицированных специалистов, способных оценить результаты исполнения конкретного контракта;
  2. возникновения спорных ситуаций;
  3. отсутствие материально-технической базы, необходимой для качественной оценки результатов.

Также заказчик может принять решение и о привлечении внешних экспертов в любой другой ситуации. Частью 4 статьи 94 44-ФЗ определен ряд случаев, когда проведение внешней экспертизы — это не право, а обязанность — для контрактов с единственным поставщиком, заключенных по ряду оснований из части 1 статьи 93.

Внутренняя экспертиза проводится заказчиком своими силами. Для этого из штатных специалистов должна быть создана комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек. Она может быть такой же, как приемная, а может отличаться от нее.

Когда проводится экспертиза

Экспертиза проводится заказчиком или привлеченной им экспертной организацией после поставки товара/выполнения работы/оказания услуги. А вот срок, отведенный на это, законом не определен. Как правило, он указывается непосредственно в контракте. Победителю непременно стоит обратить на это внимание, так как от длительности поведения экспертизы зависит когда будут подписаны итоговые акты (накладные) и проведена оплата.

В отдельных случаях экспертиза может быть проведена и раньше, по завершении любого этапа контракта — если заказчик намерен его расторгнуть в одностороннем порядке из-за ненадлежащего его исполнения.

Как оформляются результаты экспертизы

Что касается оформления результатов экспертизы, то 44-ФЗ определяет их очень расплывчато. При проведении внутренней экспертизы можно вовсе не оформлять отдельного заключения — достаточно упомянуть в документе, подтверждающем приемку, что она была сделана и поставить подписи всех членов комиссии. При желании заказчик может разработать свою собственную форму и оформлять заключение комиссии отдельным документов.

Что касается внешней экспертизы, по ее результатам обязательно должен быть отдельный документ, содержащий информацию о дате проведения, эксперте или членах экспертной комиссии, место проведения, цели и основания для проведения, а также результаты. Этот документ в обязательном порядке подписывается каждым из привлеченных экспертов. 

Кто оплачивает экспертизу

Проведение экспертизы — это обязанность заказчика и оплачивается она, соответственно, им. И если с внутренней экспертизой все более или менее понятно — она не требует дополнительных затрат, то с внешней возникает немало вопросов.

Первый из них — можно ли включить эту статью расходов непосредственно в контракт? Ответ однозначный — нет.

оплачиваться экспертиза должны в соответствии с отдельным контрактом, который, как и любой другой, должен быть заключен на основании норм 44-ФЗ.

На поставщика/подрядчика/исполнителя расходы на проведение экспертизы могут быть возложены исключительно судом в единственном случае — когда по ее результатам выявлено несоответствие качества поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг и контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.

Экспертиза — это всего лишь один из этапов исполнения контракта и добросовестным поставщикам/подрядчикам/исполнителям не стоит ее бояться. тем более что организовывается она без какого-либо участия с их стороны. Единственное, на что нужно обратить внимание — это сроки проведения экспертизы, определенные контрактом, так как они могут довольно надолго «отсрочить» получение денег.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/84-provedenie-ekspertizy-po-44-fz

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: