Каким федеральным законом дано определение земель энергетики

Земли энергетики

Это земли используемыеили предназначенные для обеспечениядеятельности организаций и объектовэнергетики, права на которые возниклиу участников земельных отношений пооснованиям предусмотренным земельнымкодексом, иными ФЗ и законами субъектов.

Варианты предоставления:

  1. Размещение гидроэлектростанций, атомных станций ядерных установок пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и теплостанций

  2. Размещение воздушных линий электропередач, наземных сооружений кабелей электропередач и иных объектов энергетики

Земли связи, радиовещания и информатики

Делятся на 3 вида:

  1. Земельные участки занятые под служебными зданиями и предприятиями связи и радиовещания

  2. Земельные участки занятые опорами воздушных линий связи

  3. Земельные участки под которыми находятся подземные кабельные сети и, которые являются охранной зоной для последних

Земли обороны, безопасности и космической деятельности

Это земли предоставляемыедля размещения и постоянной деятельностивойсковых частей, образовательныхучреждений, реализующих обучение военнымпрофессиям, а также федеральным органамисполнительной власти выполняемыхзадачи по обороне, безопасности икосмическому обеспечению.

Особенностииспользования данных земель являетсядокументальное оформление землепользования,в котором информация по определениювнутренней структуры военной организацииотносится к числу секретной, а открытойявляется лишь та информация, котораяпредоставляет собой конфигурациювнешних границ землепользования.

Категория земель особо охраняемых объектов

К данной категорииотносятся земельные участки:

  1. Природно-заповедного фонда

  2. Природоохранного назначения

  3. Рекреационного назначения

  4. Земли историко-культурного назначения

  5. Особо ценные земли

Необходимо различатьпонимание терминов особо охраняемойтерритории и особо охраняемой природнойтерритории.

Режим особо охраняемыхприродных территорий регулируется специальным федеральным законом 1995года об особо охраняемых природныхтерриториях. Это собственность федеральная

Особо охраняемаятерритория может быть в разных формахсобственности

Источник: https://StudFiles.net/preview/6189386/page:20/

Земли энергетики

:

Земельный кодекс РФ выделил особую категорию земель специального назначения, к которым отнесены земли транспорта, энергетики и прочих отраслей экономики, используемых и предназначенных для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов промышленного назначения.

Согласно ст. 87 Земельного кодекса такие земли должны быть расположены за границами населенных пунктов и в отношении них введен особый правовой режим. Земли энергетики так же являются составной частью земель специального назначения, выделенных для размещения на них объектов энергетической системы.

Земли энергетики различают двух видов:

  • строительства сооружений атомной промышленности: станций, ядерных установок, мест хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. Возведения сооружений гидроэнергетического комплекса, тепловых станций, электростанций, а так же сооружений и объектов, предназначенных для их обслуживания;
  • размещения воздушных и наземных кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и охранных зон электрических сетей.

Правовой режим земель энергетики

Правовой режим земель энергетики регулируется Земельным кодексом РФ, каких либо отдельные законы, определяющих порядок их функционирования не принимались.

Указанные участки земной поверхности отличаются в специфике их назначения, состоящей в их использовании как особой зоны для возведения энергетических производственных объектов с целью эксплуатации и обслуживания.

Особым статусом земель энергетического назначения должны наделяться наделы несельскохозяйственного назначения или не пригодные в качестве полей, пашен, лугов, а при отсутствии таковых земель — угодья худшего качества.

Земли специального назначения регулируются государством путем создания зон с особыми условиями использования. Таким способом обеспечивается безопасность окружающей среды и людей.

Учреждение особых зон земель энергетики производится в местах размещения промышленных сооружений по ленточно-островному принципу. При этом изъятие земельных участков с указанными зонами у землепользователей не производится, но эксплуатирующее энергетический объект предприятие обязано выделить границы специальными знаками, содержащими информацию об особом характере места.

В зависимости от вида земель энергетического назначения могут устанавливаться  ограничения и запреты на некоторые виды деятельности вблизи особых зон. С целью защиты населения от вредного воздействия излучений от атомных энергетических станций вокруг них создаются санитарные зоны. На территории указанных зон нельзя строить жилье, детские учреждения, общественные здания.

Еще одной разновидностью правового регулирования земель энергетики является утверждения нормативов предоставления участков для размещения производственных объектов. При определении размера выделяемого надела учитываются данные проектно-технической документацией.

Размещение и строительство объектов энергетической системы и сооружений для их обслуживания на землях специального назначения должно производиться с учетом закона «Об охране окружающей среды»:

  • при возведении гидроэлектростанции необходимо учитывать и нужды региона в обеспечении электричеством и особенности местного ландшафта;
  • при эксплуатации теплоэлектростанций требуется одновременное строительство систем очистки выбросов;
  • при эксплуатации атомных станций выдвигаются строжайшие требования по защите природы и населения от радиационного излучения.

При формировании состава земель для энергетической системы необходимо  обеспечить сохранность водных объектов и их ресурсов, лесных угодий, биологической растительности и животного мира, естественной экологической системы.

Предоставление земель энергетики

Участки земель для размещения электроэнергетических объектов должны изыматься из состава земель сельскохозяйственного назначения, если они принадлежат на праве собственности у юридических лиц и граждан. Основанием для выделения земельных наделов являются предоставление  технической и проектной документации на такие строения.

Земли, находящиеся в собственности у государства и муниципалитета могут предоставляться:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов возможен, когда необходимый участок свободен от прав третьих лиц и на нем не имеется никаких иных объектов;
  • с предварительным согласованием производится при наличии хозяйственного проекта и требуется найти земельный участок для его размещения.

В первом варианте земля предоставляется в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Продажа или аренда земельных участков производится исключительно с открытых торгов. Поэтапные действия по оформлению земли состоят из нескольких шагов:

  • формирование земельного участка государственными или муниципальными органами и включают следующие работы: определение проекта границ, разрешенного использования, согласование технических условий по возможностям подключения предполагаемого объекта к инженерным сетям;
  • занесение сведений об участке в земельный кадастр на основании данных паспорта;
  • проведение торгов по реализации земельного участка либо права на заключение арендного договора. При предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование выносится соответствующее решение.

Во втором варианте по предоставлению без предварительного согласования земля в собственность не оформляется, а может быть заключено соглашение с юридическими лицами о постоянном (бессрочном) пользовании или аренде, а гражданам только на арендных правах.

Процедура предоставления земли производится в следующем порядке:

  • подача заявления о выборе интересующего участка в администрацию муниципального образования или уполномоченный государственный орган;
  • проверка собственником участка наличия прав третьих лиц и отсутствия размещенных иных объектов;
  • публикация объявления в местном органе печати о возможности наделения участком заинтересованное лицо;
  • при необходимости направление уведомления собственникам или пользователям об изъятии участка;
  • формирование земельного участка;
  • постановка на кадастровый учет;
  • проведение торгов для предоставления в аренду или собственность.

Землепользователи, получившие землю для электроэнергетического объекта собственники или владельцы объектов должны использовать предоставленные наделы в соответствии с их целями.

При производстве строительных работ электроэнергетические компании обязаны проводить работы по благоустройству, озеленению, рекультивации земель.

Нормативы для определения размеров земельных участков

Земельные участки для размещения объектов энергетической системы должны предоставляться в соответствии с рекомендованными размерами, установленными нормативно-правовыми актами РФ:

  • Размер выделяемого участка для установки опоры под воздушную линию электропередачи напряженностью не более 10 киловатт, зависит от поперечного сечения опоры электрической трассы;
  • В тех случаях, когда электрическое напряжение будет превышать 10 киловатт, размер устанавливается в зависимости от контурной линии планируемого сооружения воздушной опоры;
  • При планировании электропередачи с электрическим напряжением не менее 330 киловатт размеры должны соответствовать контуру наделов:
  • Размеры наделов для строительства воздушных трасс по передаче электроэнергетической энергии определяются на основании проектной документации;
  • Величина участка, которая нужна электроэнергетической компании для проведения ремонтных работ или строительства должна представлять собой полосу, проходящую вдоль трассы линии электропередач, шириной не более 2 метров.

Площадь земельного участка, должна быть определена с учетом необходимой территории для обслуживания объекта.

Гражданам и юридическим лицам, чьи земельные владения соседствуют с землями энергетической системы, предоставленными с целью производства электрической и атомной энергии надлежит ознакомиться со сводом законом и правил, в целях защиты своих прав и интересов.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-energetiki.html

Земли энергетики

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли энергетики

Земли, которые предназначены для удовлетворения нужд энергетической сферы, используются для размещения и эксплуатации недвижимых и технических объектов энергетики.

Государственная территория России разделена на определенные участки, которые классифицируются не только в зависимости от прав собственности, но и отличаются между собой своим специфическим целевым использованием.

Энергетическая сфера требует наличия мощной технологической базы, штата квалифицированных сотрудников, а также собственных земельных активов. Особый класс территорий представляют собой земли энергетики, использование которых предусматривает соблюдения определенных экологических, технологических и производственных требований.

Понятие и подвиды земель энергетики

Энергетика является незаменимой областью для нормального функционирования и развития любого государства, поэтому Правительство Российской Федерации всячески способствует обеспечению данной отрасли необходимыми ресурсами, производственной базой, аппаратом руководства, а также земельными территориями. Земли энергетики – это такая категория государственных земельных активов, к которой относятся все территории, которые:

  • используются для обеспечения нормальной деятельности недвижимых и технологических энергетических объектов;
  • применяются для оптимальной эксплуатации и управления объектами энергетики.

Целевое предназначение данных земель ограничивается использованием исключительно для развития и функционирования любой деятельности в сфере энергетики. Права собственности на данные территории могут принадлежать лицам и субъектам, предусмотренным действующим земельным законодательством.

Земли, которые предназначены для удовлетворения нужд энергетической сферы, выступают в качестве пространственного операционного базиса для размещения и эксплуатации недвижимых и технических объектов энергетики. В соответствии с такой специализацией существует несколько разновидностей энергетических территорий:

1. Зоны, в пределах которых базируются объекты, которые относятся к электросетевому хозяйству, или прочие объекты, которые предусмотрены законодательными актами об особенностях функционирования энергетической отрасли в государстве;

2. Территории, которые используются для строения и эксплуатации различных энергетических объектов:

  • атомных станций;
  • ядерных установок;
  • гидроэлектростанций;
  • тепловых станций;
  • пункты хранения радиоактивных веществ;
  • объектов, которые обслуживают электрические станции и дополнительные учреждения;

А также как:

  • места хранения радиоактивных отходов;
  • базы, которые используются для хранения ядерных материалов;
  • пункты хранения радиоактивных веществ.

Порядок установления охранных зон объектов по производству электрической энергии

Недвижимые, технические и обслуживающие объекты сферы недвижимости предусматривают повышенные показатели опасности для местного населения, а также экологического состояния территорий. Поэтому законодательством предусмотрена установка специальных охранных зон, целью расположения которых является:

  • поддержание безопасной работы энергетических установок;
  • обеспечение безаварийного функционирования объектов энергетики;
  • сохранение безопасности эксплуатации объектов электрической энергетики для населения и окружающей среды.

Данные зоны характеризуются особыми условиями эксплуатации земельных территорий, что не зависит от их категориальной принадлежности. Специальное постановление регламентирует основные правила в отношении охранных зон:

  • определяет порядок установления охранных участков;
  • утверждает границы соответствующих зон;
  • указывает особые условия для использования земельных участков, которые находятся в пределах охранных территорий.

Решение об установлении территориальных границ охранного участка находится в компетенции государственного ведомства по осуществлению экологического, технологического и атомного контроля. Основаниями для вынесения соответствующего решения являются:

  • заявление от имени лиц и учреждений, которые являются владельцами конкретных территорий, содержащее просьбу об установлении границы охранных участков;
  • карта или план данного территориального объекта с указанием границ при условии соблюдения всех правил землеустройства.

Заявление должно подаваться в срок не более 15 дней с момента ввода в использование энергетического объекта, а решение ответственного исполнительного органа должно приниматься в течение 15 дней с момента предоставления заявления.

Требования, касающиеся энергетических объектов

Процесс строительства предусматривает соблюдение определенных юридических требований, выполнение которых является обязательным и способствует сохранению окружающей среды. При выполнении проектирования, поиска территорий для размещения, строительства, а также эксплуатации любых объектов энергетической сферы важно соблюдение общих требований, предусмотренных экологическим законодательством.

Помимо этого, строительство различных видов энергетических объектов регламентируется специальными правилами:

  • Строительство тепловых электростанций требует использования безопасных видов топлива, оснащения установки очистительным оборудованием от вредоносных выбросов и безопасного захоронения производственных отходов;
  • При размещении атомных электростанций, прочих ядерных установок и хранилищ должна осуществляться надежная охрана окружающей природы от радиационного воздействия, важно соблюдать нормы выполнения технологических процессов. Важным элементом является государственной контроль соблюдения мер безопасности для местного населения и окружающей среды;
  • Проектирование и возведение гидроэлектростанций должно учитывать потребности населения и промышленности конкретной местности в количестве производимой электрической энергии. Размещение таких объектов должно предусматривать сохранение водных, лесных, земельных и биологических природных объектов, безопасность естественных природных комплексов и ландшафтов.

Запрет для некоторых территорий на размещение на них объектов энергетики

Определенные государственные территории предусматривают запрет на размещение в их пределах различных энергетических объектов. Правительственными постановлениями утверждаются перечни запрещенных видов деятельности, выполнение которых недопустимо на территориях с особыми природными и экологическими условиями.

Уникальные природные комплексы не предусматривают размещения атомных электрических станций и использования ядерных ресурсов в пределах их локализации.

Запрещено также системное производство, сбор и последующее распределение электрической энергии на специальных установках, мощность которых превышает 100 МВт. Незаконной является деятельность, связанная с поставками полученной электрической энергии за пределы особых экологических зон.

Правовой режим и эксплуатация электроэнергетических систем

Правовой режим земель энергетики устанавливается специальным законодательством, разработанным для энергетической сферы. В соответствии с данной документацией, электроэнергетические системы – это все объекты, которые обслуживают сферу электрической энергетики и включают потребительские установки для приема произведенной электрической энергии.

Режим эксплуатации таких объектов должен соответствовать единому технологическому процессу при выполнении основных технических этапов:

  • Производства электрической энергии;
  • Передачи полученных ресурсов потребителям;
  • Потребление электрической энергии. Данный этап должен контролироваться централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

Правовой режим земель энергетики включает в себя и субъекты данной сферы, в качестве которых выступают лица, осуществлявшие деятельность в сфере производства электрической, тепловой и различных видов энергии. Субъекты сферы осуществляют приобретение и продажу энергетических ресурсов, осуществляют снабжение электричеством потребителей, оказывают услуги по передаче ресурсов, распределению и управлению процессом потребления.

Важным элементом эксплуатации электроэнергетических систем субъектами является организация процесса покупки и продажи энергетических ресурсов и мощностей.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/kategorii-zemel/zemli-energetiki.html

Земли энергетики

Правовой режим земель энергетики

  

       Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.

      Согласно статье 89 Земельного кодекса в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

«1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки».

       Правовой режим земель энергетики установлен Земельным кодексом, а также учитываются:

      «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160.

      «Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1033 г.

      «Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. N 103. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (далее — Ростехнадзор).

      «Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 486.

      В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса для ремонта электрических сетей может быть установлено право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть договором о сервитуте, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

     В целях обслуживания и ремонта электрических сетей, а также соблюдения режима использования охранной зоны могут быть установлены публичные сервитуты для :

     1) прохода или проезда через земельный участок;

     2) использования земельного участка в целях ремонта электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

      Для строительства линий электропередачи в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. При этом рекомендуется данные сооружения размещать главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

      На особо охраняемых территориях и объектах не разрешается строительство линий электропередачи, не связанных с обслуживанием указанной территории или объекта, и, наоборот, разрешается строительство для целей обслуживания территории и объекта.

Нормы отвода земель вл

      Нормы отвода земель под линии электропередачи (нормы отвода земель вл) утверждены постановлением  Правительства Российской Федерации  от 11.08.2003 г. №486, где утверждены «Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети».

      Правила, разработаны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, устанавливают порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий.

      Следует отметить, что опоры линии электропередачи размещаются:

а) на обособленных земельных участках;

б) земельные участки относятся к землям промышленности и иного специального назначения или землям населенных пунктов.

в) обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

Извлечения из «Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»:

«3. Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.

4. Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как:

площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках — включая оттяжки), — для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель, кроме предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения;

площадь контура, отстоящего на 1,5 метра от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках — включая оттяжки), — для предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

      Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), допускается определять как площади контуров, отстоящих на 1 метр от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли — для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 метра — для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

5. Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009 г. N 160 утвердило «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу указанного Постановления.

Размеры охранных зон определяются с учетом изменений внесенных постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г.

Порядок оформления и внесения сведений об охранных зонах электросетевого хозяйства в государственный кадастр недвижимости установлен в дополнении к постановлению Правительства РФ от 17 мая 2016 г., где в частности сказано:

Пункт 3 «Решение об установлении границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (далее — орган энергетического надзора)».

Пункт 6 «…в решении об установлении или изменении границ охранной зоны, включая ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в ее границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости…».

Вывод: основанием для внесения сведений об охранных зонах конкретного объекта электросетевого хозяйства в государственный кадастр недвижимости является Решение органа энергетического надзора об установлении границ охранной зоны, в котором также указаны ограничения в использовании.

Источник: http://kniga-5.ucoz.ru/index/zemli_ehnergetiki/0-124

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: