Муниципальная собственность на землю это

Содержание

Что такое муниципальная собственность на землю?

Муниципальная собственность — это одна из форм владений, при которой правомочия пользования, владения и распоряжения принадлежат органам местной власти. А как образовываются такие земли и могут ли они переходить в другую форму собственности — рассмотрим в этой статье.

Какие земли находятся в собственности у муниципалитета

Участки, находящиеся в собственности местных властей, регулируются следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс;
  • Закон о крестьянском хозяйстве;
  • Земельный Кодекс, Закон о личном подсобном хозяйстве.

Кроме того, информацию о торгах можно посмотреть на Официальном сайте Российской Федерации, а также на сайтах местных администрации в части распоряжения органов самоуправления.

Основаниями для возникновения такого вида владений будут:

  • признание такими на основании федеральных законов;
  • земли, приобретённые согласно гражданскому законодательству;
  • если участки разграничили из государственной собственности;
  • когда на землю нет правоустанавливающих документов и она не относиться к государству;
  • если нет владельца или он отказался от своих прав, то есть надел бесхозный;
  • те, что были бесплатно отданы из федерального земельного фонда.

Другими словами муниципальной собственностью будут участки, расположенные в пределах города, поселения, которые не принадлежат государству, частным лицам, юридическим фирмам, не являются федеральным объектом.

Виды муниципальной собственности на землю

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните: Москва+7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург+7 (812) 313-26-64.

Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, охраняются государством и условно подразделяются на такие подвиды:

  • участки общего пользования. На них могут находиться люди, пользоваться природными ресурсами;
  • закрытые земли.

Муниципальные участки не подразделяются на разные виды, считаются едиными и имеют одно предназначение — обеспечить отдых, проживание, работу населению.

Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю

Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.

Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.

Как муниципалитет может распоряжаться данными земельными участками

Вставьте сюда свой текст

Администрация населённых пунктов имеет право на муниципальных землях осуществлять такие действия:

  • предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
  • отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
  • сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
  • предоставлять землю в бессрочное использование;
  • обмениваться наделами между населёнными пунктами;
  • продавать землю на торгах или аукционах;
  • отчуждать участки.

Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.

Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:

  • раздел;
  • выделение;
  • объединение;
  • перераспределение.

В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.

Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.

Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.

Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:

  • кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающие документы.

После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.

За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность. Сделать это можно на двух основаниях:

  • платном и тогда стороны заключают между собой договор;
  • бесплатном, что будет поводом для отвода и госрегистрации.

При выделении земли придерживаться надо такого порядка:

  • подготовить схему размещения участка;
  • подать в местную администрацию предварительное заявление;
  • получить разрешение на выделение участка;
  • обеспечить кадастровые работы;
  • поставить участок на кадастровый учёт;
  • подать заявление о предоставление участка. К нему приложить кадастровый паспорт;
  • заключить соглашения аренды, купли-продажи или бессрочного использования;
  • зарегистрировать участок.

Все заявления подаются несколькими способами:

  • принести лично;
  • отправить почтой;
  • подать электронную заявку в интернете.

А вот передать муниципальные земли государству уже нельзя.

Муниципальными землями распоряжается местное самоуправление. Их можно получить в частную собственность, пройдя определённую процедуру.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/formy/zemli-municipaliteta.html

Муниципальная собственность на землю: понятие, закон

Право собственности на земельные участки считается самой полной по содержанию юридической категорией. Согласно ГК, законный обладатель имущества может им распоряжаться, владеть и пользоваться.

Общая характеристика категории

Отношения, возникающие в связи с распоряжением, владением, пользованием землей, регламентируются гражданскими нормами и положениями ЗК. При этом понятия, используемые в ГК, считаются основополагающими. Земельное законодательство воспринимает институт собственности, оно не может исключить ни одно положение, относящееся к правам законного обладателя.

Особенности объекта

Земля считается специфической правовой категорией. Из понимания этого факта следуют положения гражданского законодательства о возможностях и особенностях регулирования отношений, касающихся этого объекта. По ст. 209 ГК (п. 3), пользование, распоряжение, а также владение землей является свободным, если это не наносит вред природе, не ущемляет интересы иных лиц.

Положения, регламентирующие ее, предусматриваются ГК. Существующее законодательство признает, что землей, а также прочими природными ресурсами, которые не находятся в собственности граждан, муниципалитетов, организаций, владеет, пользуется и распоряжается государство. Это положение закреплено в 214 статье ГК (п. 2).

Сравнительно недавно на недра, водные объекты, землю, животный мир, лес распространялась исключительно государственная собственность. Считалось, что в стране никто, кроме власти, не может быть законным их обладателем. Исключительное право собственности государства означало также, что не могло существовать никому не принадлежащих объектов, то есть бесхозных.

В настоящее время действуют иные правила и нормы.

Разграничение владения

Земли, которые принадлежат РФ, являются федеральной собственностью. Между тем существуют территории, которыми владеют исключительно регионы. В этом случае говорят о госсобственности субъекта РФ.

В 16 статье ЗК предусмотрено, что вопрос, касающийся разграничения публичного владения, разрешается непосредственно Кодексом и прочими нормативными документами. В соответствии со ст. 17 (п.

1), к федеральной собственности относят следующие участки:

  1. Признанные таковыми ФЗ. Категории таких наделов определяются в п. 1 закона, вводящего в действие ЗК.
  2. Право на которые у РФ возникло вследствие разграничения госсобственности на землю.
  3. Приобретенные Россией в соответствии с основаниями, установленными в ГК.

В составе госсобственности регионов присутствуют такие участки:

  1. Признанные таковыми в соответствии с ФЗ. Их перечень определен в п. 2 ст. 3 указанного выше закона.
  2. Право на которые возникло у субъектов в процессе разграничения госсобственности.
  3. Приобретенные по основаниям, установленным в Гражданском кодексе.

Муниципальная собственность на землю

РФ – государство, в котором строго разграничена компетенция федеральной, региональной и местной властей. В законе предусматриваются вопросы, которые относятся и к совместному ведению. Однако что касается владения, распоряжения, пользования имущества, принадлежащего субъектам каждого уровня, здесь проводятся четкие границы и действуют особые правила.

Муниципальная земельная собственность возникает в момент ее регистрации уполномоченными органами. В качестве основания для проведения данной процедуры выступают акты Правительства.

Ими утверждаются специальные перечни, в которые включаются участки муниципальной собственности. Последние возникают при разграничении территорий. Кроме этого, муниципальная собственность на землю возникает на основании вступивших в действие ряда судебных решений.

В частности, речь идет о постановлениях, принятых по спорам, касающимся разграничения территорий.

Категории объектов

Действующим законодательством предусматривается муниципальная собственность на землю:

  1. Признанную таковой в соответствии с ФЗ, а также принятыми на их основании региональными нормативными актами.
  2. Право на которую возникло в процессе разграничения гособственности.
  3. Приобретенную по основаниям, установленным в ГК.

Дополнительно

В нормативных актах предусматриваются и другие категории наделов, владение, пользование, распоряжение которыми может осуществлять МО.

В частности, муниципальная собственность на землю возникает в отношении не предоставленных частным лицам наделов до разграничения территорий.

Для обеспечения развития МО ему могут передаваться площади, которые принадлежат Российской Федерации или ее региону, в том числе расположенные за пределами административной единицы.

Специфика территории

Пределы МО определяются по федеральным и региональным законам. При этом учитываются исторические и прочие местные традиции. В территорию МО может включаться сельское или городское поселение.

В границах административной единицы могут присутствовать площади, необходимые для развития населенных пунктов, рекреационные зоны. Кроме этого, в территорию включаются земельные участки общего пользования. К ним, в числе прочего, относят лесные массивы, луга и прочее.

Городское поселение может в соответствии с законом получить безвозмездно дополнительные территории.

Важный момент

В городах федерального значения при разграничении территорий право муниципальной собственности не возникает. Для них устанавливаются специальные правила.

Особенности правового режима обуславливаются тем, что города федерального значения считаются самостоятельными субъектами Российской Федерации. Соответственно, для них действуют региональные правила.

Право муниципальной собственности в этих субъектах возникает в процессе передачи наделов административным единицам, расположенным в их пределах, в соответствии с местными законами.

Дополнительно

Муниципальная собственность на землю возникает по отношению к территориям, которые признаны закрепленными за МО на основании не только федерального, но и регионального законодательства. Что касается оснований приобретения соответствующих юридических возможностей, то стоит сказать, что они распространяются и на бесхозяйные объекты, от которых законные обладатели отказались.

Реализация полномочий

От имени муниципалитета право собственника осуществляют местные органы управления. В установленных законодательством случаях уполномоченными могут стать и иные лица. К примеру, по поручению муниципалитета право собственности может реализовывать какое-либо учреждение. Территории, которые принадлежат МО, могут передаваться организациям, гражданам, местным органам, некоммерческим структурам, унитарным предприятиям.

В законодательстве официально закрепляется и признается не только государственная и муниципальная собственность на землю. В качестве еще одной категории субъектов, имеющих возможность осуществлять владение, пользование, распоряжение наделами, выступают юрлица и граждане. В нормах установлены основания, по которым возникает частная собственность.

Все юрлица и граждане обладают равным доступом к приобретению территорий. В правовом режиме участков, находящихся в собственности этих субъектов, в содержании правомочий, которыми они наделяются, отличий нет. Частное владение, распоряжение, пользование могут осуществлять иностранные организации и граждане, а также лица, не имеющие гражданства.

Ключевые условия

Для предоставления участка в собственность он не должен иметь никаких ограничений или обременений. Кроме этого, территория не должна быть изъята из оборота. Такие земли, в соответствии с 27 статьей ЗК (в.

2), не могут являться объектами сделок, предусмотренных в гражданских нормах. В индивидуальное владение, распоряжение, пользование также не предоставляются территории, ограниченные в обороте. Исключение могут составлять случаи, установленные законодательством.

Категории изъятых и ограниченных в обороте территорий присутствует в статье 27 ЗК (п. 4 и 5).

Для получения надела в собственность он должен быть переведен в категорию, в отношении которой действуют общие правила получения прав. Некоторые наделы могут находиться в распоряжении, пользовании или владении организаций или граждан с соблюдением определенного юридического режима. Право собственности может реализовываться субъектами самостоятельно, а также совместно с иными лицами.

Заключение

В настоящее время отечественное законодательство четко регулирует права собственников земли. Территории, которыми распоряжаются, владеют, пользуются субъекты, относятся к категории недвижимого имущества. Совершение любых сделок с ними подлежит регистрации. В качестве документа, подтверждающего право собственности, выступает свидетельство. Оно выдается после внесения соответствующих сведений об объекте в единый реестр.

Источник: http://fb.ru/article/283048/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu-ponyatie-zakon

Муниципальная собственность на землю

:

Земельное право – свод законов и правил, определяющих возможность использования и распределения земельного ресурса. До недавнего времени, земельное право регламентировалось законами Гражданского кодекса, но теперь для него создан специальный свод законопроектов.

Муниципальная собственность на землю, согласно действующему законодательству России, определяется как все виды имущества, которое принадлежит государству, а также имущество, которое принадлежит субъектам Российской федерации, то есть автономным республикам, областям и федеральным городам, округам.

Передача земли в муниципальную собственность

Участки земли в государственное пользование передаются под расположение государственных учреждений или организаций. Использовать его лицо, получившее право муниципальной собственности, может только по назначению. В некоторых случаях возможен выкуп земель или ее передача другому владельцу. При выкупе земель, владелец получает полное право собственности и способен распоряжаться ими по своему усмотрению.

Безвозмездная передача участка в пользование подразумевает, что от имени государства, органы государственной власти будут владеть правами собственника в пределах своих возможностей.

Образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование земельного участка из государственной собственности возможно. До того, как земельный участок становится отдельным объектом недвижимости, необходимо юридическое определение его границ. После этого, земля вносится в общий перечень недвижимости государства.

Возможно две основных ситуации, при которых происходит образование земельного участка

  • Образование участка недвижимости из земель, на которые государственная собственность не имеет разграничения.
  • Образование участка после разделения, распределения или выделения земель.

В реальности достаточно часто земельный участок уже сформирован, находится на кадастровом учете, а реальные границы земли не установлены. Для полноценного использования участка, необходимо его разграничение.

Процедура образования участка и его разграничения, включает в себя такие этапы:

  • Подготовка правового заключения, касаемо образования земельного участка и разграничения.
  • Подготовка документов для недвижимости, расположенной на участке.
  • Подготовка и проведение образования земельного участка путем их раздела, перераспределения или выдела земли. Обычно все эти процессы определяются судом, после решения споров.
  • Осуществляется признание границ участка, а также решение всех связанных с этим конфликтов.

Безвозмездная передача земельных участков в муниципальную собственность

Передача земельного участка осуществляется по заявлению от главы муниципального образования. Такая бумага подается в федеральный орган исполнительной организации. В перечень документов включен кадастровый номер земельного участка, а также проект межевания территории. Если такого проекта нет – подается схема участка.

Перечень документов для передачи утвержден и изменению не подлежит. После поступления заявления о передаче, проводится оценка участка. Решение принимается в течение месяца. Возможен отказ муниципального органа в некоторых отдельных случаях. Если муниципальный орган передает отказ – он должен быть полностью обоснован.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности на землю имеют все участки, которые признаны таковыми действующим законодательством страны.

Такое право возникает при разграничении земли, которая была приобретена на основаниях гражданского законодательства.

Также сюда входят государственные объекты, которые находятся в муниципальной собственности и были переданы туда безвозмездно. Передача в муниципальную собственность земель требует ее предварительной оценки.

Земельные участки, которые признаны собственностью одного государственного образования, могут быть переданы другому образованию. Также, объекты из государственного пользования могут передаваться субъектам Российской федерации. Передача принимается судом.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Особенностью права владения муниципальной землей является то, что она не может быть передана, продана или сдана в аренду. Продажа государственного участка невозможна, но можно оформить его выкуп.

Возможна передача участков в собственность или аренду после проведения торгов. Иногда оформить процедуру можно и без торгов, в этом случае участок предоставляется человеку, который владеет объектами недвижимости на нем.

В некоторых случаях также можно оформить право бессрочного пользования по новому закону. Это позволяет осуществить выкуп земли или получить его в аренду. После выкупа, владелец становится полноправным и может провести продажу участка. Выкуп можно оформить даже при наличии объектов недвижимости на участке.

Процедура выкупа достаточно сложная, так как для ее проведения должна быть проведена оценка участка и объектов недвижимости на нем, последующее признание государственной собственности как частной. Оформить выкуп можно только в специализированной юридической конторе. Ее особенности можно узнать там же.

Как оформить муниципальную землю в собственность

Перевести право муниципальной собственности на землю в полноценное право владения можно только одним способом – выкупом участка. Оформить землю бесплатно могут те, кто обладает правом бессрочного пользования. Для этого нужно обратиться в органы местного самоуправления, провести выкуп, а затем оформить право владения.

Для начала нужно провести регистрацию участка и поставить его на кадастровый учет. Затем заполняется заявление в свободной форме. Признание выкупа можно получить в местной администрации, там проводится оценка земли и проверка ее документов. Это возможно только после оформления кадастрового паспорта.

Далее подается заявление на регистрацию права пользования. Это можно оформить в Федеральном управлении регистрационного центра. Перечень документов можно узнать там же.

Продажа земли находящейся в муниципальной собственности

Продать муниципальный участок может человек, обладающий полным правом владения землей. На торгах можно продать и участок, который находится в муниципальной собственности. Цена его определяется в порядке, который установлен  органами самоуправления. На торгах продажа государственной собственности осуществляется в виде аукциона. В соответствии с Земельным кодексом, не все участки могут быть проданы.

Оценка земель муниципальной собственности

Выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, возможен после его оценки. Именно оценка определяет стоимость земли. Стоимость устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Закон регулирует нормы установки стоимости на участки, принадлежащие Российской Федерации.

Оценка проводится органами государственной власти, на основе вердикта можно оформить продажу участка. Оценка включает в себя проверку состояния участка, а также осмотр и принятие всех объектов недвижимости на нем. Подается перечень строений для проведения проверки и установки дальнейшей стоимости участка.

Признание судом права муниципальной собственности

Муниципальная собственность на землю может быть признана в судебном порядке. Это необходимо, если были обнаружены бесхозные участки. Такие участки ставят на учет, через год его уже можно оформить как государственный.  Признание земли собственностью государства осуществляется через судебный орган.

Задачей суда в этом случае является поиск владельца, в случае отсутствия такового, будет проведено признание земли как государственной собственности. Если же владелец найден, но утратил право собственности на участок, он может его восстановить.

Признание земли как муниципальной возможно только по прохождению определенного срока времени, тогда участок признается бесхозным и передается органам самоуправления. На основании такого участка возможно образование нового, с расширением границ.

Все эти действия проводятся через суд.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/zemlya-v-sobstvennosti/municipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: