Руководитель образовательной организации это

Руководитель образовательной организации: правовые нормы его работы

Согласно ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) руководитель организации – это физическое лицо, обладающее должным уровнем профессиональной компетентности, которое в соответствии с ТК РФ и другими законными или нормативными актами, локальными нормативными актами школы осуществляет управление образовательной организацией, выступает в роли единоличного исполнительного органа.

Как стать руководителем образовательной организации

Порядок назначения на должность, аттестации руководителя ОО, заключения с ним трудового договора и назначения размера заработной платы предусмотрен ТК РФ, нормами трудового права и другими законодательными актами, регулирующими взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

 
Организация труда и распределение полномочий руководителя школы начинается с проведения конкурса, избрание или на должность и другие факторы (ч. 2 ст. 275 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ») может быть: 1) назначен на общем собрании или конференции работников ОО и впоследствии утвержден на должность учредителем школы; 2) назначен учредителем ОО;

3) назначен Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИУдостоверение о повышении квалификации по программе Управление образовательной организацией научитесь управлять:

  • ресурсами
  • кадрами
  • развитием образовательной организации.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Руководители образовательных организаций чаще всего избираются общим собранием, конференцией работников ОО с последующим утверждением учредителем либо сразу назначаются учредителем.

При этом не стоит полагать, что учредитель обязан в обязательном порядке утверждать кандидатуры, выбранные коллегиальными органами управления, что подтверждает  ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Важно, что двухступенчатая система выбора главного администратора школы позволяет учитывать мнение всех участников образовательного процесса и не позволяет претендовать на должность «случайным» кандидатам.
Согласно ч. 2 ст.

51 Федерального закона «Об образовании в РФ» кандидаты на должность главного администратора ОО должны обладать рядом профессиональных качеств, полный перечень которых содержит раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). В ЕКС указано, что руководитель школы обязан соответствовать таким требованиям:

  • иметь высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы в области педагогики не менее 5 лет;
  • или иметь высшее образование, дополнительное профессиональное образование в сфере государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, стаж работы на педагогических или административных должностях не менее 5 лет.

Лица, не допущенные к осуществлению педагогической деятельности в соответствии с основаниями, представленными в трудовом законодательстве (ст. 331 ТК РФ), не могут претендовать на должность главного администратора школы (ч. 3 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Важные этапы организации труда руководителя образовательной организации

Прохождение аттестации руководителей образовательных учреждений 2016 является обязательным условием для получения руководящей должности. Сроки и порядок проведения аттестации устанавливает учредитель ОО в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Следует отметить, что организация труда руководителя образовательной организации строится таким образом, что главный администратор не может совмещать выполнение должностных обязанностей с педагогической деятельностью. Поэтому отсутствие трудовых отношений с другим работодателем – важный момент, который должен учитываться коллегиальными органами и учредителем ОО.

Заключение трудового договора с кандидатом на пост руководителя может происходить в срочном порядке. Типовая форма трудового договора для школьных администраторов закреплена постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329, а срок действия этого документа определяется в соответствии с соглашением сторон, внутренними локальными актами образовательной организации.

В ст.

275 ТК РФ содержатся также другие нормативные требования к заключению трудового договора такого типа, в которых обращается внимание на необходимость:

1) при составлении документа учитывать не только нормы трудового права, внутренние локальные акты ОО, мнения сторон, но и требования Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.

3);
2) сотрудник, который хочет выполнять обязанности директора ОО, по требованию работодателя обязан предоставить актуальную информацию о состоянии доходов, имуществе и имущественных обязательствах.

Представление указанных сведений осуществляется:

  • претендентом на вакансию руководителя федерального государственного учреждения, – в порядке, утвержденном постановлением Правительством РФ от 13.03.2013 № 208;
  • претендентом на вакансию главного администратора государственного учреждения субъекта РФ, – в порядке, утвержденном нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • претендентом на вакансию директора муниципального учреждения, – в порядке, утвержденном нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Регламентация организации труда руководителя образовательной организации

Особенности регламентации и организации труда руководителя образовательной организации во многом объясняется его двойным статусом: с одной стороны, он наемный работник, с другой – работодатель. При этом ошибочно полагать, что работодателем для него является образовательная организация. Трудовые отношения в силу ч. 1 ст.

16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Соответственно если учредитель заключил трудовой договор с директором ОО и назначил (утвердил) его на должность, то он и будет считаться его работодателем.

Что касается образовательной организации, то она является для руководителя просто местом работы (рабочим местом).

Также ошибочно полагать, что руководитель образовательной организации является педагогическим работником.

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.

2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей), должности директора (заведующего) отнесены к подразделу 1 «Должности руководителей» раздела 2 «Должности руководителей образовательных организаций».

Ввиду того что указанные должности не отнесены Номенклатурой должностей к должностям педагогических работников, они таковыми не являются. Это значит, что все особенности регулирования трудовых отношений, применяемых при регулировании труда педагогических работников, нельзя автоматически применять при регулировании труда руководителей ОО — следует учитывать стандарт руководителя образовательной организации.

Тем не менее организация труда руководителя образовательной организации должна строится с учетом установленных законодательством (ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ») права, гарантии и меры социальной поддержки. Для получения одних социальных гарантий руководителю образовательной организации достаточно только работать в своей должности, для получения других – выполнять дополнительные условия, предусмотренные законодательством.

Организация труда руководителя образовательной организации: социальные гарантии

Источник: https://www.menobr.ru/article/52360-qqe-16-m7-rukovoditel-obrazovatelnoy-organizatsii-pravovye-normy-ego-raboty

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2018 год

В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт.

В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года.

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

Нормативно-правовая база на 2018 год

Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ. В частности, стоит отметить такие основные формулировки:

  1. К сотрудникам, занимающим руководящие должности отдельных сфер и организацией, допустимо применение стандартов государственного масштаба.
  2. Отраженные в принятых стандартах требования и функции по каждой из должностей не должны противоречить требованиям, отраженным в квалификационных справочниках.
  3. В случае наличия определенных ограничений в соответствии с ТК РФ по выполнению трудовых обязанностей на руководящих должностях разработанные стандарты не могут содержать данных по их допущению.
  4. При возникновении дополнительных вопросов или неясностей по содержанию профессиональных стандартов, относящихся к руководящим должностям, необходимо руководствоваться данными квалификационных справочников.

и состав

Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание:

  1. Общие данные и сведения. В этой части отражается наименование типа деятельности и основная цель осуществления руководства в такой сфере. Также приводится кодовая классификация должностей по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Раздел, называемый как «Функциональная карта». Тут отражаются общие понятия основных выполняемых руководителем задач, которые далее по тексту документа расшифровываются и отражаются подробнее.
  3. Подробная характеристика каждой из функций. В этой части каждая из отраженных ранее стоящих перед руководителем задач и выполняемых им функций раскрывается отдельно.
  4. Данные об организациях, которые участвовали в разработке профессионального стандарта до того момента, как он был принят приказом Министерства труда.

Требования к руководителю и его правовой статус

Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие:

  1. Иметь высшее образование.
  2. Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
  3. Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
  4. При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
  5. Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
  6. Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.

Общие сведения о должности

В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться. В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений:

  • дошкольное образование (детские садики);
  • начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
  • профессиональное;
  • бакалавриат и специалитет;
  • магистратура;
  • подготовка специалистов высших квалификаций;
  • обучение проф. характера;
  • дополнительное для граждан любого возраста.

В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Описание и характеристика функций

Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.

Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.

Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:

  1. Осуществление прямого руководства организацией.
  2. Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
  3. Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
  4. Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
  5. При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
  6. Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия, которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

  1. Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
  2. В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
  3. При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.

Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.



Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-rukovoditelya-obrazovatelnoj-organizacii.html

Руководитель образовательной организации: менеджер или педагог?, Менеджмент — Эссе

нет

Выдержка из текста

Особенно актуальным это становится в условиях, когда педагогический коллектив работает в инновационном режиме. Наше дошкольное учреждение входит в десятку лучших учреждений города Братска. Но не сразу оно стал таким.

Однако я нашла единомышленников по всем направлениям работы детского сада и вместе мы достигли многого. Я глубоко убежденна, что понятия педагог и менеджер в работе руководителя образовательного учреждения неотделимы друг от друга.

Будь это заведующий дошкольным учреждением, директор школы или ректор высшего образовательного учреждения, он не может бать только администратором, не вникающим в тонкости педагогического процесса.

В то же время он не может быть только педагогом, потому что на нем лежит ответственность за бесперебойное функционирование учреждения в целом. Каждый, кто пытался хоть однажды внести изменения в деятельность своей организации, знает, что это требует глубоких знаний и терпения.

Сравнить это можно с трудом человека, толкающего в гору камень. Взвесив все «за» и «против» и оценив свои силы, надо толкать, пока не перевалишь через вершину, и камень не начнет катиться сам, но и после этого нужно задавать ему правильное направление и расчищать путь.

И для того, чтобы жизнедеятельность нашего учреждения была успешной, а управление — грамотным, я постоянно работаю над собой, а в детский сад, в котором я и менеджер и педагог, работой которого удовлетворены родители, и где с удовольствием работают педагоги, с радостью по утрам бегут дети! Часто бывать в группах и беседовать с детьми, воспитателями я не могу, слишком обширны менеджерские функции.

Но такая деятельность помогает в усилении позиции с воспитателями и детьми и их родителями. Современный подход к образованию требует более широкий взгляд, обширные знания и активные действия от руководителя.

Понимая это, изучаю образовательный менеджмент. Думаю, знания, полученные мной на курсах, помогут встать на более высокую ступень и в мастерстве менеджмента.

Ведь уже сейчас организация платных образовательных услуг, которой занимается наша административная команда, — одна из составляющих моей деятельности, как и организация работы с учебными кабинетами, подготовка их к смотру-конкурсу на звание «Образцовый».

Знание основ менеджмента, требований реформ современного образования помогает осваивать работу с кадрами, где я как руководитель, должна не только обеспечить специалистами образовательный процесс, но и развить коллектив единомышленников, команду активно мыслящих, дерзающих, пусть сомневающихся в чём-то, отстаивающих свои позиции, но понимающих меня коллег, готовых подставить плечо и опереться на моё, идущих со мной в одном направлении, готовых к позитивным переменам, видящих главную цель деятельности, к достижению которой стремимся вместе. Всеми качествами личности, всеми профессиональными ценностями, о которых велась речь, конечно, должен обладать современный руководитель, школьный администратор.

Но если он не увидит первый распустившийся листок, не будет любоваться красотой заката, не почувствует настроение своего учителя, упустит возможность помочь, посоветовать, посочувствовать и порадоваться, он останется далёким путеводителем, но никогда не станет другом, с которым легче найти и реализовать себя.

Может, я не права, но не представляю на дверях кабинета заместителя директора расписание, в котором указаны «часы приёма по личным вопросам». Если я в школе, дверь открыта всегда.»В русском языке есть очень емкое, очень точное слово «вожак». Вожак — это тот, кто ведет за собой, кому доверяются люди в трудные моменты жизни и работы. Вожак всегда там, где путь к цели непрост.

И к ней не прошагать парадным маршем, а приходится пробираться сложными каменистыми тропами» (А.Н. Лутошкин).

Да, трудно соответствовать всем требованиям к современному руководителю, так как невозможно закончить 3−4 вуза, изучив одномоментно экономику, менеджмент, юриспруденцию… Ну, а уж умение быть лидером в педагогическом коллективе, желание жить и быть с ним, жажда познания — это должно родиться в администраторе раньше его самого, ведь руководитель — лидер, менеджер, тьютор, человек…

нет список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/esse/rukovoditel-obrazovatelnoy-organizatsii-menedjer-ili-pedagog-3/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: